Сразу оговорюсь, что я не буду ссылаться на мировой опыт, а исключительно на свой, профессиональный. Здесь я опишу только зрительные (пространственные) ошибки, то есть неправильное написание букв. И никак не буду касаться неправильного соотношения звука и начертания буквы. Об этом в другой раз.
Русском языку в некотором роде повезло. У нас нет букв-перевертышей. Я сейчас говорю про печатные буквы, а не прописные. И если ребенок написал зеркально букву, то это неправильная буква, а не другая.
Как устроены буквы
Ананьев Б.Г.
разделил буквы на 2 большие категории:
1 – буквы, различающие дополнительными элементами (Л – Д, З – В, Х – У, А – Д, Р – В, О – Ю, Ь – Ы…) и
2 – буквы, имеющие одинаковые элементы, но различно расположенные в пространстве (Ь – Р, Н – И, П – Н, Г – Т…).
Как мы различаем буквы
Для того, чтобы понять, что за буква перед нами, мы изучаем все её составляющие элементы. Взрослые это делают на автоматизме, а для ребёнка – это непростая задача. И если пространственные представления развиты не достаточно (верх-низ, выше-ниже, право-лево, правее-левее), то элементы буквы каждый раз складываются в причудливые узоры. А значит и запомнить, что за буква перед нами – сложно, так как она будет выглядеть каждый раз по-разному.
Откуда берётся зеркальное написание (реверсии)?
Из своего (5-6-летнего) опыта ребёнок знает, что если он возьмёт, например, в руки лопатку и покрутит её в различных направлениях, то она всё равно останется лопаткой. Справа, слева, вверх ручкой, вниз ручкой, лицом к себе или «изнанкой». А тут приходят странные взрослые и говорят, что нет, вот это буква
а вот это – нет. Но в представлении ребёнка – это всё равно буква Б, как её ни поверни.
Семенович А.В. пишет, что это связано с недостаточной зрелостью межполушарного взаимодействия, недостаточной специализацией каждого полушария, а также недостаточно устоявшимся вектором восприятия (в русской культуре – слева направо). Цитата: «У детей дефицит координатных представлений является закономерным этапом онтогенеза, связанным с хранением и длительным сосуществованием в незрелом мозге двойных перцептивных, двигательных и мнестических энграмм. Обилие реверсий специфично для детей в норме вплоть до 6 -7 лет».
Что делать?
Начинать заниматься с целью профилактики можно с 4 лет. А целенаправленно задания на буквы давать с момента начала изучения этих самых букв.
Важно: описанные принципы касаются не только русского языка.
Занятия должны включать в себя:
1. Развитие зрительной памяти:
реалистические картинки
«Рассмотрите вместе с малышом картинку, пусть ребёнок постарается запомнить все детали. Затем закройте книжку и задайте ребёнку вопросы по картинке, например: «Кто сидел за столом?», «Какого цвета была рубашка у ёжика?», «А у белочки?», «Что лежало под столом?», «Был ли на полу коврик?»…
«Что появилось в ряду»? Ребёнок должен внимательно посмотреть на ряд предметов на первой странице, назвать их, затем, перевернув страницу, ответить на вопрос: «Что появилось в ряду?»
«Внимательно рассмотри рисунок и переверни страницу»
абстрактные формы
2. Мультисенсорный подход к изучению букв:
— лепим буквы, например, из солёного теста. Р. Дейвис предлагает лепить заглавные буквы от А к Я, а строчные буквы от Я к А. При этом высота букв должна быть не меньше 5 см, а образец с буквами должен находиться перед глазами;
— изображаем с помощью всего тела ту или иную букву, а, может быть, и слово, чередуя последовательно буквы;
— пишем рукой огромные буквы в воздухе;
— опознаём буквы наощупь (это могут быть самостоятельно слепленные из глины буквы или буквы из магнитной азбуки)…
3. Шпаргалки:
— плакаты с изображением букв русского алфавита должны быть всегда в поле зрения ребёнка
— использование трафаретов с буквами помогает закрепить образ буквы не только в зрительной памяти, но и на уровне мышечной памяти;
— хорошо использовать штампики с буквами для зрительного запоминания…
4. Рисуем:
— свободные рисунки различными материалами (мелки восковые и школьные; краски акварельные, пальчиковые, гуашь; пастель, сангина, уголь; карандаши, фломастеры…);
— обводим
и написанные буквы;
— дорисовываем
— узоры по образцу
— учимся рисовать по плану
5. Формируем вектор восприятия:
в русской культуре рассматриваем картинки, читаем и пишем слева направо.
6. Формирование межполушаных связей, пересечение средней линии тела.
А этим мы занимаемся на занятиях сенсомоторной коррекции.