В поисках речи

Устная речь

Речь – крайне сложноорганизованная функция нашего мозга. Она располагается не в каком-то конкретном участке, а образует целую своеобразную сеть. Если из этой сети выпадает хотя бы одно звено, вся речевая система страдает.
Что нужно для осуществления речевой функции:
Периферический речевой аппарат (органы дыхания, голосообразования и органы речевой артикуляции), который иннервируется черепно-мозговыми нервами (тройничный нерв, лицевой нерв, языкоглоточный нерв, блуждающий нерв, подъязычный нерв). В экспрессивной речи также играют роль таламус и базальные ганглии. На этом уровне функциональная асимметрия отсутствует.

Центральный отдел речепроизводства (кора головного мозга). Для того, чтобы речевая функция работала, нам надо уметь услышать, понять и запомнить речевое послание, сформулировать «про себя» свой ответ и суметь его воспроизвести так, чтобы партнёр понял сообщение.
Как же это происходит с точки зрения нервной системы?

Импрессивная речь (понимание)

1. Фонематический слух – узнавание звука среди других фонем; возможность различать близкие звуки языка, играющие смыслоразличительную роль.
Где: задние отделы левовисочной области (первичное 41 поле, вторичное – зона Вернике, 22 поле).

Когда формируется: к 8-9 годам.
Недостаточность у детей:
— трудности понимания обращенной речи;
— замедленность восприятия речи;
— понимание инструкции после неоднократного её повтора;
— замены оппозиционных звуков, литеральные и вербальные парафазии;
— замены оппозиционных звуков;
— нарушения понимания наиболее упроченных речевых инструкций.
Недостаточность у взрослых:
— трудности дифференциации фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;
— трудности выделения отдельных звуков из стечения согласных;
— легко теряется правильная последовательность звуков;
— ошибки в оценке позиции звука в слове;
— литеральные парафазии;
— аграмматизмы;
— замена существительных местоимениями;
— нарушение согласования слов в предложении;
— незаконченность высказывания;
— многоречивость;
— «отчуждение смысла слов»; — грубая недостаточность: сенсорная алалия (несформированность речи до 3 лет); — ошибки в речи и на письме:





2. Объем слухоречевого восприятия и оперативной памяти
Где: средние отделы левовисочной области.

Когда формируется: к 3-4 годам.
Недостаточность у детей:
— забывание слов и трудности их подбора;
— сужение объема воспроизведения запоминаемых слов, особенно отчетливо выступающее при повторении отдельных, не связанных между собой по смыслу слов;
— нарушения воспроизведения слов после выполнения побочной деятельности (беседа, рассматривание картинок);
— неудержание объема фразы или последнего слова, литеральные и вербальные парафазии.
«Тот факт, что нарушения слухохречевой памяти при поражениях левого полушания у детей в целом носят такой же характер, как и у взрослых, позволяет заключить, что специфическое участие этого полушария в обеспечении речевых функция проявляется в отногенезе достаточно рано» (Симерницкая Э.Г., Мозг человека и психические процессы в онтогенезе, 1985).
Недостаточность у взрослых:
— нарушение удержания в слухоречевой памяти серии слов – недостатки понимания длинных речевых отрезков;
— обильные вербальные парафазии;
— трудности в назывании предметов и действий;
— многоречивость.

3. Квазипространственные (пространственно-временные) конструкции
Где: ТРО (третичные 39, 40, 37 поля).

Когда формируется: к 9-10 годам.
Недостаточность у детей:
— трудности понимания логико-грамматических конструкций;
— трудности подбора слов, построения фразы, слов;
— замена предлогов, дефекты флексий;
— смешения правой и левой сторон.
Недостаточность у взрослых:
— трудности понимания сложных логико-грамматических оборотов;
— трудности выполнения инструкций, включающих предлоги «над», «под», «слева от…», «справа от…», «сверху», «снизу»;
— трудности ориентировки в пространстве;
— смешения правой и левой сторон.

Экспрессивная речь («говорение»)

4. Номинации (называние)
Где: ТРО (третичные 39, 40, 37 поля).

Когда формируется: к 9 годам.
Недостаточность у детей:
вербальные и литеральные парафазии.
Недостаточность у взрослых:
затруднения в нахождении названия предметов.

5. Кинестетический – информация о статической позе, необходимой для реализации действия (нахождение нужной артикуляционной позы для реализации определенной фонемы)
Где: постцентральные отделы левого полушария (первичное 3 поле; вторичные поля: общечувствительные двигательные – поля 1,2 и 5; кожно-кинестетическое – 7 поле).

Когда формируется: к 4 годам.
Недостаточность у детей:
— Л.К. Назарова: если исключить проговаривание вслух диктуемого слова (например, предложив ученику писать с открытым ртом или зажав язык губами), число допускаемых им ошибок возрастает в 6 раз;
— грубая недостаточность: афферентная моторная алалия (несформированность речи до 3 лет).
Недостаточность у взрослых:
— ошибочные артикуляции;
— пропуск звуков;
— выделение наиболее артикуляторно сильного компонента;
— сохранны любые непроизвольные движения (еда, глотание, сплёвывание);
— чтение про себя и понимание речи на слух могут быть относительно сохранны.

6. Кинетический – затормаживание предыдущей и растормаживание последующей артикулемы.
Где: заднелобные (премоторные ) отделы левого полушария (первичное поле двигательного анализатора – 4ое; зона Брока – поле 44; эфферентные поля – 6 и 8).

Когда формируется: к 10 годам.
Недостаточность у детей:
— дефекты переключения при повторении пар звуков (би-ба-бо);
— контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз;
— грубая недостаточность: эфферентная моторная алалия (несформированность речи до 3 лет).
Недостаточность у взрослых:
— застревание на слогах, повторение уже сказанных слов;
— неправильное употребление глаголов, предлогов, окончаний существительных;
— невозможность сохранить нужную последовательность букв;
— паузы и повторы слов в устной речи;
— в речи могут преобладать существительные в именительном падеже.

7. Программирование собственного речевого высказывания
Где: префронтальные отделы (поля 9, 46, 45, 10).

Когда формируется: к 12 годам.
Недостаточность у детей:
— адинамия;
— аспонтанность;
— самостоятельно речи практически нет;
— эхолалии;
— речевые персеверации;
— ответы 1-2-сложные, с использованием слов, содержащихся в вопросе;
— неадекватные ответы;
— соскальзывание на побочные ассоциации;
— контаминации, персеверации элементов предыдущих фраз;
— непонимание смысла и морали.
Недостаточность у взрослых:
— речевая активность снижена;
— эхолалии;
— наиболее нарушено начальное «пусковое» звено речевого акта и выбор слов...

    Анатомическая и функциональная связь существует не только между речью и языковыми функциями, но и между оральными моторными функциями и моторными функциями конечностей. Позы рук (воспроизведение по образцу поз рук и кистей) также связаны с многоэлементными сложными оральными движениями, которые опосредуются левой теменной долей. Также играет роль фактор межполушарного взаимодействия на уровне мозолистого тела. Появление речевых кинезий, например «па-та-ка», находится в связи с двуручными движениями.
    Функции классических центров Брока и Вернике за последние 30 лет были уточнены; оба поля входят в сложную функциональную систему и работают согласованно.
    Центр Брока – не исключительно моторная зона речи, он участвует также в процессе ручной деятельности. Центр Брока проявляет особую активность в случаях логически сложных речевых конструкций, а в ситуации двусмысленности активируются также гомологичные зоны префронтальной коры правого полушария. Это облегчает использование и понимание переносных значений.
    Когда человек слушает обращенную речь, то у него помимо центра Вернике также происходит активация центра Брока и внешне незаметное напряжение оральной и язычной мускулатуры, а при произнесении, наоборот, дополнительная активация центра Вернике.
    Как происходит развитие всех функций центров Брока и Вернике у детей, остается неясным.

Информация для продвинутых и терпеливых

Механизм экспрессивной речи (по Ч. Ньокиктьену)


Условные обозначения:
центр Вернике (W);
центра Брока (В);
дугообразный пучок (FА), связывающий W и В;
угловая извилина (GА);
первичная моторная кора (ВА 4).

Во время говорения зона В активирует первичную моторную кору (ВА 4), где кпереди от роландовой борозды расположены нейроны, иннервирующие мышцы речевого аппарата. Зона В также активирует те области моторной коры (ВА 4), которые контролируют мышцы, обеспечивающие моторный компонент письма. Угловая извилина (GА) является зоной, которая отвечает за интеграцию информации разных модальностей, связывая написанный (видимый) или воспринимаемый тактильно текст со слышимой речью, распознаваемой областью W.

Механизм импрессивной речи (по Ч. Ньокиктьену)


Условные обозначения:
центр Вернике (W);
центра Брока (В);
дугообразный пучок (FА), связывающий W и В;
угловая извилина (GА);
первичная моторная кора (ВА 4).

Обработка речевой информации происходит в височных зонах коры. Речь воспринимается первичными слуховыми полями (ВА 41). Анализ на уровне слова осуществляют вторичные слуховые поля (ВА 22), а на уровне предложения – преимущественно W, которая является основным центром понимания речи. Благодаря FА и зоне В слова, которые были услышаны, могут быть произнесены. Также возможно непосредственное повторение, без участия W.

Модель речи Вернике-Гешвинда

    Представления Вернике о взаимодействии различных областей коры в доминантном полушарии, уточненные впоследствии Гешвиндом, стали своего рода теоретической схемой, позволяющей связать различные виды афазии.
    В качестве примера – этапы нейронной обработки информации при назывании увиденного предмета.
    Сначала зрительная информация передается от сетчатки по зрительным путям к первичной зрительной коре (поле 17), затем – к высшим зрительным областям (поле 18) и, наконец, к прилегающей к ним ассоциативной коре (поле 39), где происходит распознавание образа. Информация о нем поступает в зону Вернике (поле 22) для (рецептивного) подбора слов. Отсюда сигналы по дугообразному пучку проводятся в зону Брока, где происходит (экспрессивное) формирование речи. На последнем этапе информация о словоформах, которые должны быть произнесены, передается в зоны двигательной коры, отвечающие за вокализацию, где используются для артикуляции. Когда человек получает звуковой сигнал, требующий речевого ответа, путь обработки информации сходный, только центр Вернике активируется уже не зрительными, а слуховыми центрами.

Функция называния

    А.З. Дамазиу и А. Дамазиу рассматривают структуры мозга, обеспечивающие функцию называния, как систему посредника, связывающую структуры, в которых представлены понятия, со структурами, формирующими слова и предложения. По их данным, функция называния для общих понятий локализована в задних левых височных областях, а для более специальных – в передних, вблизи левого височного полюса. По существу авторы расширяют представление о функции заднеречевой системы, куда входит и центр Вернике. Они полагают, что задняя речевая система в левом полушарии хранит слуховые и кинестетические записи фонем и их последовательностей, составляющих слова. Поражение задней речевой области не нарушает ритма человеческой речи и ее скорости. Не страдает и синтаксическая структура предложений.
    Задняя речевая система сообщается с моторной и премоторной зонами коры как непосредственно, так и через подкорковый путь. Последний включает левые базальные ганглии и ядра передней части таламуса. Через эти пути осуществляется двойной контроль произнесения звуков речи. Подкорковый путь активируется при приобретении и исполнении речевого навыка. Корковый путь связан с более осознанным контролем речевого акта. Похоже, что во время речевого акта корковая и подкорковая системы действуют параллельно. При заучивании ребенком слова «желтый» одновременно активируются область, ответственная за цветовые понятия, система словообразования и двигательного контроля (через корковый и подкорковый пути). Со временем устанавливается прямой путь между понятийной системой и базальными ганглиями, и тогда роль структуры посредника уменьшается. Последующее заучивание нового названия цвета на иностранном языке снова потребует участия системы посредника для установления соответствия слуховых, кинестетических и двигательных фонем.

    На рис. 57 в обобщенном виде представлена схема распределения системы, ответственной за речь, по Г. Шеперду (1987). Она основана на результатах электростимуляции речевых центров у нейрохирургических больных и анатомического изучения мозга обезьян и человека. Показаны структуры и их связи, с помощью которых выполняется функция называния. Зрительная информация сначала поступает в поле 17, затем она обрабатывается в полях 18 и 19. Отсюда перцептивный образ объекта передается в обширную заднюю речевую зону, в состав которой наряду с центром Вернике входит поле 39 (в теменной доле). Оно посылает информацию о зрительном образе предмета полю 22, где хранится его слуховой образ. Из поля 22 информация передается в речевую зону Брока, в которой находятся двигательные программы речи. Нужная программа считывается в моторную кору, которая и управляет речевой мускулатурой, обеспечивая сложную пространственно-временную координацию работы соответствующих мышц, необходимую для того, чтобы мы могли назвать увиденный предмет.

Источники знания:

Алейникова Т.В. Возрастная психофизиология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 147 с.
Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 287 с.
Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. — М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. — 141 с.: ил.
Данилова Н.Н. Психофизиология: Учебник для вузов. – М.: Аспект Присс, 2007. – 368 с.
Деглин В. Л. Функциональная асимметрия - уникальная особенность мозга человека // Наука и жизнь. 1975. № 1.
Детская поведенческая неврология. В двух томах. Том 1. / Чарльз Ньокиктьен; пер. с англ. Д.В. Ермолаев, Н.Н. Заваденко, Н.Н. Полонская; под ред. Н.Н. Заваденко. – М.: Теревинф, 2009. – 288 с.
Крылова Н.В., Гирихиди П.М. Анатомия спинномозговых нервов в схемах и рисунках: Атлас-пособие. – М.: Изд-во УДН, 1990. – 56 с., ил.
Сергеев Б.Ф. Ум хорошо… а два лучше? – М.: Издательство Молодая гвардия, 1984. – 192 с.
Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. – М.:МГУ, 1985. – 184 с.
Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
Физиология человека: В 3-х томах. Т.1. Пер. с англ./ Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – 3-е изд. – М.: Мир, 2007. – 323 с., ил.
Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие / Л.С. Цветкова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК» , 2005. – 184 с.
Цветкова Л.С. Методика нейропсихологнческой диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. - М: Педагогическое общество России, 2000.-128 с.
Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.В. Шульговский. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 528 с.