Условия для овладения навыком чтения

Безруких М.М."Психофизиологические особенности обучения письму и чтению и современные требования к обучению (ФГОС)". И о том, почему прописи должны быть скучными.



How the Brain Learns to Read - Prof. Stanislas Dehaene
Красиво и наглядно.



Как читать

Лучше всего читать при естественном, дневном свете, расположившись у окно так, чтобы на книгу не падали прямые солнечные лучи – слепящий свет причиняет глазам не меньше вреда, чем недостаточное освещение. Вечером следует пользоваться настольной лампой. Лампа должна стоять с левой стороны, иначе на книгу будет падать тень. Читать в сумерках вредно, так как приходится слишком напрягать зрение.
Во время чтения работают мышцы не только глаз, но и всего тела. Поэтому при чтении сидеть надо поудобнее. Стул лучше всего поставить так, чтобы его крой слегка, на 3-5 см, заходил под стол, руки (до локтей) должны лежать на столе. Тот, кто низко склоняется над книгой (что может быть следствием недостаточно интегрированного шейного тонического симметричного рефлекса), создаёт лишнюю нагрузку позвоночнику, это способствует развитию сутулости. Кроме того, при таком чтении может появиться близорукость.
Книга должна лежать не горизонтально, а несколько наклонно, так, чтобы линия взгляда была перпендикулярна плоскости страницы. Можно прислонить книгу к какому-нибудь предмету под углом 45 градусов к поверхности стола либо приспособить для этих целей подставку, установив её в 30-35 см от глаз – такое расстояние наиболее благоприятно для зрения.
При чтении лёжа сильно напрягаются глаза, снижается острота зрения. А главное, лёжа трудно держать книгу так, чтобы она правильно освещалась и одновременно была перпендикулярна линии взгляда. Не рекомендуется читать во время езды. Книга дрожит, расстояние от неё до глаз постоянно меняется, что вредно для зрения. От долгого чтения устают не только глаза, но и мышцы шеи. Сами того не замечая, вы слишком близко склоняетесь над листом, что служит одной из причин развития близорукости.

Движения глаз при чтении

Большинство из нас считает, что взгляд по строке перемещается слева направо, характер движений глаз – плавный. Однако при внимательном изучении мы убеждаемся в том, что при чтении глаза совершают так называемые саккадические движения. Эти движения представляют собой смену остановок (фиксаций) и скачков глаз. «Снятие» информации с участков строки происходит только в момент фиксаций. На них при чтении (у взрослого человека) приходится основное время – 92-94 процента, остальное время занимают скачки – перемещения взгляда с одного участка строки к другому. Было показано, что соотношение разных движений глаз – вперед и назад по тексту, остановки – не бывает постоянным и меняется в зависимости от разных факторов – самого текста, условий чтения, установок читателя, способности читателя проникнуть в смысл…
У ребёнка еще не автоматизировалось движение глаз по строке, поэтому так часто теряется место чтения во время саккад и при переходе с одной строки на другую. Чтобы избежать этого, иногда достаточно водить по строке пальцем.

Оформление текста

— Шрифт Ариал (Arial) (шрифт должен быть без засечек).
— 14 кегль (и больше).
— Буквы не должны располагаться кучно, допустИм разреженный интервал. В тексте буквы в словах располагаются друг за другом без каких-либо промежутков. При чтении такое расположение букв создает так называемый маскирующий эффект, в результате чего одни буквы ухудшают восприятие других. Результаты исследования, проведенного в Италии и Франции (2012 год), показали, что увеличение интервала между буквами (и словами соответственно) повышает скорость чтения «с листа», так как это облегчает распознавание букв.
— 1,5 интервал между строчками (и больше).
— Обратная сторона листа не должна просвечиваться.
— Текст по ширине не должен быть формата А4. Узкий текст читать гораздо легче.
— Буквы могут быть серые (75%), или лист бумаги – жёлтый. Чёрный шрифт на желтоватом фоне способствует созданию наиболее оптимальных физиологических условий для восприятия текста, не утомляет зрение.
— В тексте должны быть абзацы.
— В тексте для ребёнка всегда на месте буквы «ё» должна стоять именно буква «ё», а не «е».

Удачное оформление текста:


Неудачное оформление текста:


Скорость чтения

1985 год, слов в минуту 2014 год, слов в минуту
(в классах и школах повышенного уровня)
1 класс 30-60 30-40 (60)
2 класс 90-110 50-60 (90-95)
3 класс 110-140 70-80 (95-105)
4 класс 100-120

Что читать

Текст должен быть интересным. В соответствии с программой в букварный период материал для чтения подобран в расчете на формирование техники чтения и в смысловом отношении чрезвычайно беден. Предлагаемые фразы и короткие тексты не содержат для ребёнка никакой новой или хоть в какой-то степени интересной информации.
Вот, например, азбука 1 класса (ФГОС) предлагает такие тексты:



Однако, как показывает практика, по следующим текстам обучение чтению проходит гораздо легче:


Слогослияние. Единицей чтения для ребёнка является слог. В русском языке звучание одной буквы зависит от того, какие буквы после неё. Поэтому зрительное сканирование текста при чтении должно быть организовано таким образом, чтобы происходила предвосхищение: опережающее опознание последующей буквы прежде (или одновременно) с предыдущей. Поэтому слогослияние – это процесс прежде всего восприятия (увидеть и опознать слог), а уж потом артикулирования. С этой целью в азбуках и книжках слова делят на слоги.

Читать еще (откроется в новом окне):

Из чего состоит чтение

Диагностика с целью профилактики


Ознакомительный вариант текстов для чтения:

В новый вариант сборника, помимо замечательных стихов из старых детских журналов, вошли также:
— Замечательный рассказ в стихах «Ах, какие котята»
— Приключения Пифа
— Русские небылицы и потешки
— Замечательные стихи и картинки Алексея Лаптева
— "Жизнь жука" Михаила Яснова
— Стихи, которые надо читать снизу вверх.

Сборник представляет собой pdf-файл (113 Мб) из 55 цветных страниц. Тексты разные по сложности и по объему, иллюстрированы картинками, разделены на цветные слоги. В ознакомительном варианте для примера представлены 11 страниц в чёрно-белом цвете.
Полный цветной вариант можно купить за 400 рублей, написав мне письмо (neuro4child@gmail.com) под заголовком "хочу читать".