Развитие речи

Компоненты речи:

1. Фонетика (звукопроизношение).
Появление звуков в онтогенезе по Гвоздеву А.Н.:
1-2 года: а, о, э, п, б, м
2-3 года: и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х, й
3-5 лет: с, з, ц, ш, ж, ч, щ
5-6 лет: л, р.

2. Фонематика (фонематический слух) — умение различать звуки речи; умение услышать звуки, из которых состоит слово и расположить их в правильном порядке; умение услышать одну и ту же фонему в различных позициях относительно других фонем; умение сосредоточиться на звуковых признаках, имеющих существенное значение для различения смысла слова (звонкость-глухость, твёрдость-мягкость согласных).

3. Лексика (активный и пассивный словарь; пассивный словарь, как правило, больше, чем активный).
Количественный рост словарного запаса по Штерну:
От 1 до 1,5 лет — 100 слов
в 2 года — 300-400 слов
в 3 года — 1000 – 1100 слов
в 4 года — 1600 слов
в 5 лет — 2200 слов

4. Грамматика — умение согласовывать слова в предложении (словоизменение и словообразование); правильность построение предложения; использование сложных по конструкции предложений.

5. Построение речевого высказывания.

На занятиях мы занимаемся лексикой, грамматикой и построением речевого высказывания.

Три критических периода в развитии речевой функции:

I (1-2 года). Формируются предпосылки речи и начинается речевое развитие, складываются основы коммуникативного поведения и движущей её силой становится потребность в общении. Любые, даже как будто незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

II  (3 года). Интенсивно развивается связная речь, происходит переход от ситуационной речи к контекстной. Могут возникать заикание, мутизм, наблюдаться отставание речевого развития.

III (6-7 лет). Начало развития письменной речи.

Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих условий, они могут иметь как самостоятельное значение, так и сочетаться с другими неблагоприятными факторами (генетическими, общей ослабленностью ребенка, дисфункцией со стороны нервной системы…).
Динамика возрастного развития речи в первые годы жизни значительно варьирует в зависимости от генотипа организма и от влияния на него окружающей среды. Для развития речевой функциональной системы необходимо нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы.

Какие бывают нарушения речи.

Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.
I. Нарушения устной речи.
А. Расстройства фонационного оформления высказывания.


1. Дисфония (афония) — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфонии), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической локализации и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалия — патологически замедленный темп речи. Проявляются в замедленной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной и может быть органической или функциональной по своей природе.

3. Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Проявляется в ускоренной реализации артикуляторной речевой программы, является центрально обусловленной, органической или функциональной по своей природе.

При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. При ускоренном темпе-торопливой, стремительной, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темна речи. Следствием нарушенного темпа речи является нарушение плавности речевого процесса, ритма и мелодико-интонациональной выразительности.

4. Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.

5. Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном (ненормированном) произнесении звуков, в заменах звуков или в их смешении.

6. Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Проявляется в патологическом изменении тембра голоса, который оказывается избыточно назализованным вследствие того, что голосовая дыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. Кроме этого при ринолалии наблюдается искаженное произнесение всех звуков речи (а не отдельных, как при дислалии). При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива (невнятная), монотонная.

7. Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия. проявляющаяся н невозможности осуществить звуковую реализацию речи.

Б. Нарушения структурно-семантического ( внутренного) оформления высказывания.

1. Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

2. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций или опухолей мозга после того, как речь уже была сформирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии.

II. Нарушения письменной речи.

1. Дислексия — частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова: в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.

2. Дисграфия — частичное специфическое нарушение процесса письма. Проявляется в нестойкости оптико-пристранственного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений. В случаях несформированности процессов письма (в ходе обучения) говорят об аграфии.

Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

I. Нарушение средств общения.

1. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

2. Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне развития речи: скудный словарный запас, aграмматизм, дефекты произношения, дефекты фонемообразования.
В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на 4 уровня.

II. Нарушения в применении средств общения, куда относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможен и комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются в качестве самостоятельных нарушений речи нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия, обусловленные несформированностью фонематических и морфологических обобщений, составляющих один из ведущих признаков.

Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 703 с.

Еще почитать
В поисках речи…
Зачем нужна речь
Межполушарная асимметрия и речь

Посмотреть
М. М. Безруких. Психофизиологические особенности обучения письму и чтению

Узнать стоимость