Из чего состоит чтение

Зачем и Хочу тесно связаны. Часто, преодолев позицию ребёнка «у меня всё равно не получится», «это сложно», «да зачем мне это надо», совершенно спонтанно улучшается техника чтения. Если нет угрозы оценки, злого лица учителя, нет секундомера, а есть интересный и забавный текст – тогда появится «хочу». Однако это далеко от школьной реальности. Как пишет Корнев А.Н., «в соответствии с программой в букварный период материал для чтения подобран в расчете на формирование техники чтения и в смысловом отношении чрезвычайно беден. Предполагаемые фразы и короткие тексты не содержат для ребёнка никакой новой или хоть в какой-то степени интересной информации». Как только появится «хочу», тут же возникнет «зачем» - для удовольствия. Многие дети не любят читать не потому что они ленивые, а потому что это трудно и взрослые вечно не довольны результатом. Когда появляется «зачем», появляется мотив, а он, в свою очередь, выстраивает всю деятельность: ориентировочные действия, целенаправленность, стратегию чтения, предусматривающую возникновение адекватных смысловых догадок и контроль.
вернуться к схеме

Сенсомоторный уровень (КАК читаем)

В процессе чтения взрослого человека осознается лишь задача, смысл читаемого, а те психофизиологические операции, которые предшествуют этому, осуществляются как бы сами собой, неосознанно, автоматически. Однако эти автоматизировавшиеся в процессе обучения грамоте операции являются сложными и многосторонними.

Звуко-буквенный анализ:
Четкие зрительные образы буквенных знаков
В русском алфавите существует всего несколько элементов печатного шрифта. Вследствие этого в русском алфавите очень много букв, сходных по своему начертанию. Можно выделить две группы графически сходных букв:
а) буквы, состоящие из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных в пространстве (Н-П-И, Ь-Р…);
б) буквы, отличающиеся друг от друга каким-либо элементом (Ь-Ы, З-В, Р-В…).
Для того чтобы отличить изучаемую букву от всех других букв, в том числе и сходных по начертанию, необходимо осуществить прежде всего оптический анализ каждой буквы на составляющие ее элементы. Поскольку отличие многих букв заключается лишь в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных элементов, то усвоение оптического образа буквы возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений у ребенка.
Процесс усвоения оптического образа буквы осуществляется также на основе способности запоминать и воспроизводить в памяти зрительные образы.
Умение соотносить оптические представления букв с их акустической характеристикой
При формировании навыков чтения у детей зрительное восприятие буквенных знаков – отдельно или в слове – обязательно сопровождается проговариванием вслух, то есть переводом зрительной информации в ее звуковой и речедвигательный аналоги. Точное, безошибочное восприятие – основное условие правильного понимания читаемого.
Развитие фонематического восприятия ребенка проходит несколько стадий:
1 – дофонетическая стадия: полное отсутствие дифференциации звуков окружающей среды;
2 – начальный этап овладения восприятием фонем: различаются акустически наиболее контрастные фонемы и не различаются близкие по дифференциальным признакам. Слово воспринимается глобально и опознаётся по общему звуковому «облику» с опорой на интонационно-ритмические особенности;
3 – дети начинают слышать звуки в соответствии с их фонетическими признаками. Ребёнку доступно различение между правильным и неправильным произношением;
4 – правильные образы звучания фонем преобладают в восприятии, но ребёнок продолжает узнавать и неправильно произнесенное слово;
5 – завершение развития фонематического восприятия. Ребёнок слышит и говорит правильно.
Умение соотносить оптические представления букв с их речедвигательной характеристикой
За каждой буквой должен быть закреплен четкий звук/ пара звуков. В процессе овладения чтением ребёнок должен чётко проговаривать каждой прочитанное слово.
вернуться к схеме

Движения глаз
Движение глаз взрослого человека, у которого уже полностью сформирован навык чтения, происходит быстрыми скачками, от одной точки фиксации (остановки) к другой. Элементы слова не подвергаются подробному анализу и синтезу, схватывается лишь ограниченный комплекс букв, несущих основную информацию (чаще – корневая часть слова). В процессе чтения происходит движение не только вперед (вправо), но и назад. Возвращение к ранее воспринятому, движение назад, носит название регрессии. Это необходимо для достижения правильного понимания воспринимаемого при чтении слова – происходит сверка возникшей «гипотезы» с реальным словом. При чтении достаточно знакомых слов, наиболее упроченных в прошлом опыте (фамилия, имя, город, в котором живет человек, распространенные названия предметов…), такой процесс сличения гипотезы с реально написанным словом, т.е. возвращение к побуквенному анализу, становится излишним, и читающий узнает слово сразу. Если написанное слово более сложно по своему строению (например, кораблекрушение, предзнаменование…) или уже выделенный комплекс букв еще не дает основания для однозначного прочтения слова (например, распоряжение может быть прочитано как "расположение"…), то читающий возвращается к прочитанному слову, сверяет первоначально возникшую гипотезу с реальным написанием и только тогда расшифровывает значение слова. Чем сложнее текст, тем больше будет наблюдаться регрессий.
Восприятие слов читаемого, то есть сам процесс чтения, происходит в момент фиксации, остановки глаз на строке. В процессе непосредственного движения глаз восприятия читаемого не происходит. В процессе чтения время остановок в 12-20 раз длительнее времени движения глаз по строке. Количество остановок меняется в зависимости от ряда условий: от структуры слова, от того, насколько оно знакомо, употребляется в прямом или переносном смысле…
В процессе чтения опытный чтец воспринимает одновременно не букву, а слово или группу слов. В процессе узнавания слова ориентиром служат доминирующие, наиболее характерные буквы, а также буквы, элементы которых выступают над строчкой или находятся под ней.
Ограничение свободы движения глаз назад и вперед по тексту нарушает процесс чтения на всех этапах его развития. Отсутствие у глаза возможности возращения назад по строке значительно замедляет процесс чтения, увеличивает количество ошибок, но еще большие затруднения возникают при торможении движения глаз вперед по строке, поскольку эти движения обеспечивают так называемое "антиципирующее чтение", или "зону прогноза".
Как пишет Sally Goddard Blythe (директор института нейро-физиологической психологии в Честере, Англия), «чтение, как способность следить за строкой и понимать значение символов на странице, требует навыка сложных серийных движений глаз, которые начинаются с возможности нахождения зрительной точки фиксации на странице. Это называется конвергенцией. Конвергенция – процесс слияния двух отдельных изображений, получаемых от каждого глаза, в одну четкую картинку. Затем оба глаза делают небольшой скачек к другой точке фиксации – это движение называется саккада. Функция саккад состоит в быстром и точном передвижении глаз от одной точки фиксации к другой. После каждой саккады следует пауза, затем глаза делают небольшое возвратное движение, чтобы проверить (перепроверить) информацию, которая, возможно, была упущена. Размах саккад зависит от размера текста, количества слов и самих слов в строке. В конце каждой строки глаза должны сделать большой скачек назад в начало новой строки. Любая трудности со зрительной фиксацией, конвергенцией или контролем саккад может повлиять на беглость, правильность и понимание при прочтении».
вернуться к схеме

Дыхание
В качестве примера важности дыхания в процессе чтения приведу 2 отрывка чтения одного и того же ребёнка на диагностике.
На 1 занятии.

На 2 занятии.

вернуться к схеме

Удержание информации в оперативной памяти
Читающий должен удерживать в оперативной памяти воспринятые единицы информации (буквы, слова, фразы, текст), соотносить их друг с другом, выделять сложные семантические единицы. Понимание текста связано с удержанием смысла предшествующих слов или фраз и включением его в последующие слова или фразы. Если следы предшествующих частей текста будут быстро исчезать, возможности понимания всего текста в целом будут затруднены.
вернуться к схеме

Семантический уровень (ЧТО читаем)

Чтение с самого начала подчинено его основной задаче – пониманию письменного сообщения.

Понимание значения отдельных букв и слов, объединение их в более крупные единицы информации - в целые фразы и системы фраз (текст)
В самом начале формирования чтения понимание идет не совместно, а вслед за восприятием: оно возможно лишь на основе длительного анализа и синтеза строения читаемых слов. Постепенно, по мере развития и автоматизации навыка чтения, понимание начинает опережать процесс восприятия, и проявляется оно в возникновении смысловых догадок, угадываний смысла в пределах отдельных слов.
вернуться к схеме

Использование смысловых догадок
На поздних этапах формирования чтения задача понимания читаемых сообщений решается уже путём «схватывания» смысла целых слов и предложений. Здесь чтение опирается уже на предвосхищение дальнейшей мысли, относящейся не к слову или фразе, а к целому абзацу или даже ко всему тексту. У взрослого человека антиципирующее чтение достигает полного совершенства, протекая в полном и неразрывном единстве процессов восприятия и понимания читаемого. Последнее, в свою очередь, начинает сильно влиять на процесс восприятия, воздействуя на его скорость и точность. Понимание слова, фразы при чтении обеспечивается не только точностью восприятия, но и влиянием контекста.
вернуться к схеме

Сличение возникших гипотез с исходным материалом
Было бы ошибочно думать, что понимание целого текста складывается из понимания отдельных фраз, предложенией и что усвоение значения отдельных слов и грамматической структуры предложения достаточно, чтобы понять содержание всего текста. На самом деле это процесс гораздо сложнее. Он является расшифровкой общего смысла, каждая фраза, входящая в текст, включает в себя содержание предыдущей фразы. Кроме того, во многих случаях за внешним содержанием текста кроется внутренний подтекст.
вернуться к схеме


Этапы становления чтения
Основными условиями успешного овладения навыком чтения являются сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношение, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительной памяти.
Техническая сторона
1. «Логографическая» стадия. Запоминание слов в виде целостного образа, глобальное и прямое соотнесение этого образа с предметом или картинкой. Ребенок начинает понимать, что ряды значков, называемые буквами, что-то означают, а их цепочки, разделенные пробелами, называются словами.
2. Овладение звуко-буквенными обозначениями. В процессе чтения в первую очередь зрительно воспринимаются графические изображения, различаются и узнаются буквы, которые соотносятся с их звуковыми значениями. Темп чтения очень медленный, определяется характером слогов. Понимание читаемого отдалено во времени от зрительного восприятия слова. Осознание слова осуществляется лишь после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сразу осознается, т.е. соотносится со знакомым словом устной речи.
3. Послоговое чтение. Темп чтения медленный. Ребенок читает слово по составляющим его частям, т.е. по слогам, затем объединяет слоги в слово и лишь потом осмысливает прочитанное. Имеет место смысловая догадка, особенно при чтении конца слова. Характерным является стремление повторять только что прочитанное слово. Процесс понимания текста еще отстает во времени от процесса зрительного восприятия читаемого, не сливается с процессом восприятия, а следует за ним.
4. Становление синтетических приёмов чтения. Простые и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по своей звуко-слоговой структуре читаются еще по слогам. Наблюдается угадывающее чтение. В результате угадывания происходит резкое расхождение прочитанного с напечатанным, появляется большое количество ошибок. Догадка имеет место в пределах предложения, а не общего содержания текста.
5. Синтетическое чтение. Целостные приёмы чтения: словами, группами слов. Техническая сторона не затрудняет чтеца. Главная задача – осмысливание читаемого. Процессы осмысливания содержания превалируют на процессами восприятия. Смысловая догадка определяется как содержанием прочитанного предложения, так и смыслом и логикой всего рассказа. Понимание прочитанного осуществляется лишь в том случае, если ребёнок знает значение каждого слова, понимает те связи между ними, которые существуют в предложении. Таким образом, понимание прочитанного возможно лишь при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.
Смысловая сторона
1. В самом начале формирования чтения понимание идет не совместно, а вслед за восприятием; оно возможно лишь на основе длительного анализа и синтеза читаемых слов.
2. Постепенно, по мере развития и автоматизации навыка чтения, понимание начинает опережать процесс восприятия, и проявляется в возникновении смысловых догадок, угадываний смысла в пределах отдельных слов.
3. На поздних этапах формирования чтения задача понимания читаемых сообщений решается уже путем схватывания смысла целых слов и предложений. Здесь чтение опирается на предвосхищение дальнейшей мысли, относящейся уже не к слову или фразе, а к целому абзацу или даже ко всему тексту. У взрослого человека антиципирующее чтение достигает полного совершенства.
Нормативы чтения в начальной школе по ФГОСам:

1-й класс
Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.
2-й класс
Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.
3-й класс
Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.
4-й класс
Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.
вернуться к схеме

Диагностика с целью профилактики
Цель данного опросника – обратить Ваше внимание на определенные вещи с тем, чтобы как можно раньше начать заниматься для предотвращения дальнейших проблем.
Если Ваши ответы «иногда» и «часто» больше чем на половину вопросов, возможно, следует обратиться за консультацией к специалисту (логопеду и/или нейропсихологу).

на что следует обратить внимание никогда иногда часто
1. ведущая рука установилась после 4 лет/ ребенок до сих пор не определился с ведущей рукой
2. постоянно путает, где право и где лево как на себе, так и в окружающем пространстве
3. с трудом запоминает стихи, песни
4. не может удержать в голове просьбу, состоящую из нескольких пунктов (сходи в комнату, возьми книжку и положи ее на стол…)
5. не запоминает и не может назвать последовательности дней недели, месяцев, времен года; не ориентируется в частях суток
6. тяжело ориентируется в пространственных и временных понятиях (до, после, завтра, послезавтра, позавчера, на прошлой неделе…)
7. переставляет местами слоги в словах (дизонавр, кошоладка…)
8. постоянно что-то забывает и теряет, не может самостоятельно собраться на прогулку, на занятия…
9. не рисует или рисует каракули и каляки-маляки; рисунки по качеству и содержанию сильно отличаются от рисунков сверстников
10. не любит рассматривать картинки в книжках
11. не любит слушать сказки
12. зеркально пишет буквы и цифры; начинает писать справа налево
13. рассматривает картинки справа налево; выкладывает детали конструктора, пазла, игрушки… справа налево
14. забывает названия слов (видно, что хочет сказать, а подобрать нужное слово не может)
15. не может пересказать услышанную сказку
16. быстро устает, теряет интерес к заданию, отвлекается
17. неловкий в движениях

Тест Колокольчики
Задача ребёнка – вычеркнуть все колокольчики.
Обращаем внимание на:
— сколько колокольчиков ребёнок вычеркнул (все или часть пропустил; в начале или в конце задания было больше пропусков/ ошибок);
— как ребёнок вычеркивал колокольчики (слева направо/ справа налево; сверху вниз/ снизу вверх; хаотично);
— как быстро снизился темп выполнения задания.
бланк
Обычное выполнение: слева направо, сверху вниз, в более-менее организованном порядке, постепенно темп работы снижается, количество ошибок незначительно вырастает (затем темп работы может повыситься, количество ошибок снизится).

Тест Назови как можно быстрее
Задача ребёнка – назвать как можно быстрее и без ошибок все рисунки на картинке.
бланк
Обычное выполнение: не составляет для ребёнка труда перечислить картинки (выполнение без запинок и пауз в равномерном темпе).

Тест Срисуй картинки
Задача ребёнка – срисовать предложенные картинки.
Отмечаем:
— в каком порядке и в каком направлении ребенок начал срисовывать;
— такие же ли по размеру срисованные фигуры, как на образце;
— все ли линии сходятся.
бланк
Обычное выполнение: к 6 годам дети правильно срисовывают все картинки.

Тест Звёздочки
Попросите ребёнка сосчитать звёздочки, не показывая на них пальцем.
Отмечаем:
— сбивается ли ребёнок со счёта, начинает заново;
— пытается проследить пальцем;
— после 2-3 попыток так и не сосчитал звёздочки.
бланк

вернуться к схеме