Представление о теле (по-книжному: проприоцепция)

   Представление о теле тесно связано с положением тела, движением и напряжением, которые поступают от специальных чувствительных рецепторов, расположенных в мышцах и суставах. Благодаря этому мы знаем, как расположены наши руки и ноги, даже если закроем глаза. Такое представление о теле ещё называется проприоцепцией. Если проприоцептивные ощущения сформированы правильно, ребёнок не задумываясь, автоматически совершает движения в соответствии с задачей.
   Например, во время раскрашивания, ребёнок, не задумываясь, меняет направление линий, чтобы оставаться в границах рисунка и меняет нажим на карандаш, чтобы получить нужный оттенок цвета. Глаза подсказывают ребёнку, правильно ли он делает. И крайне мало раздумий, если они вообще есть, о том, что и как делает рука. Если проприоцептивные ощущения работают не эффективно, ребёнку приходится задуматься над тем, что должно происходить автоматически.

Упражнения, способствующие формированию проприоцепции:

— массаж спины;
— носить тесную, эластичную одежду (например, легинсы);
— помогать по дому с "тяжёлой работой": принести сумки из магазина, перевозить что-то тяжёлое в тачке, раскатывать тугое тесто для печенья…;
— перетягивание каната;
— "тачка": взрослый поддерживает ребёнка за щиколотки в то время, пока ребёнок передвигается на руках по полу;
— отжимания от стены;
— отжимания, приседания, подтягивания;
— имитировать движения различных животных;
— прыгалки, прыжки на батуте;
— "самолёт": лёжа на животе на полу, поднять руки, ноги и голову;
— лёжа на спине, свернуться в мячик и удерживать эту позицию как можно дольше;
— "бутерброд": зажать ребёнка между двумя диванными подушками;
— расчищаться снег, сгребать листья;
— жёсткая жвачка для рук;
— есть жёсткую еду, жевать жвачку, жевательные конфеты, сухари…
— курс нейромоторного развития или сенсомоторной коррекции.