Моторное планирование (по-книжному: праксис)

   Моторное планирование — это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность. Для успешной реализации задуманного у ребёнка должно быть представление о результате, правильная вестибулярная и проприоцептивная обратная связь, способность автоматически и с необходимой корректировкой перемещаться во времени и пространстве.

  Ребёнку с трудностями моторного планирования (диспраксией) тяжело осваивать новые навыки, требующие вовлечения тела. Для этого им требуются множественные повторы и дополнительные усилия. Также тяжело приобретённые навыки переносятся в новую и незнакомую для ребёнка ситуацию.

  Подобные ситуации настолько удручают ребёнка, что он начинает избегать любой активности или игры, связанной с движением. Иногда плохая обратная связь от тела не позволяет ребёнку скорректировать неправильно выполняемое действие просто потому, что ребёнок не может отследить и понять, что не так и как можно сделать по-другому. Дети с трудностями моторного планирования с трудом организуют своё время и плохо рассчитывают силы, им тяжело даются такие повседневные вещи, как домашние и школьные обязанности. Если двигательная координация не нарушена, ребёнок на удивление хорошо справляется со знакомыми и заученными действиями.

Что делать:

— будьте готовы к тому, что ребёнку понадобиться несколько больше времени для освоения нового движения и, скорее всего, через пару недель вам придётся повторить всё с начала;
— перед тем как освоить что-либо новое "включите" тело ребёнка, давая ему сенсорные ощущения (подойдут упражнения из "проприоцепции"), а также вестибулярные и тактильные стимулы;
— используйте метод "вербального анализа задания", разбивая большую задачу на более мелкие шаги. Например, если ребёнок учится писать букву "Т", необходимо проговаривать каждое действие: я начинаю писать сверху и веду линию вниз, затем наверху рисую горизонтальную линию. Также взрослый может помогать ребёнку направлять руку в соответствии с проговариваемыми действиями;
— давайте ребёнку дополнительные тактильные и зрительные опоры. Например, если ребёнок забывает придерживать лист бумаги недоминантной рукой во время рисования или письма, легонько постучите по тыльной стороне ладони и мягко напомните про необходимое действие. В качестве визуальной опоры можно использовать полоски в тетради разного цвета, чтобы ребёнку было легче понять, где буква начинается, а где она заканчивается;
— помогут различные игры, направленные на умение различать тактильные ощущения (найти маленькую игрушку в коробке с рисом или песком; угадать с закрытыми глазами на ощупь, что за материал или форма; рисование пальчиковыми красками; угадать, что за букву нарисовал взрослый на спине или на тыльной стороне ладошки ребёнка…;
— упражнения на подражание (как двигаются различные животные, учить новые танцы, придумывать различные способы бросков мяча другому человеку, как можно прокатиться на коврике по линолеуму…);
— выполнять какие-либо действия с закрытыми глазами (написать с закрытыми глазами на доске своё имя; пройти заданный путь сначала с открытыми глазами, а затем — с закрытыми…);
— игры, требующие быстрого предвосхищения движения (бадминтон, фрисби, настольный теннис…);
— курс нейромоторного развития или сенсомоторной коррекции.