Нейромоторное развитие

3-5 лет

Если Ваш ребенок:

— не любит детские площадки со спортивным оборудованием, предпочитает тихие, спокойные игры;
— подолгу разбирается как играть с новой игрушкой;
— не принимает участия в командных играх;
— уворачивается от мяча, который ему бросают;
— способный, но ленивый;
— не любит рисовать и не рисует;
— никак не может научиться писать своё имя;
— часто падает, спотыкается на ровном месте;
— уже полгода не может научиться кататься на велосипеде;
— часто намеренно врезается в других детей или дерётся;
— избегает смотреть в глаза, когда с ним говорят;
— не может усидеть спокойно на занятиях;
— заговорил позже своих сверстников;
— в карте ребёнка стоят такие аббревиатуры как ЗПР, ЗРР, ЗПРР, СДВГ, ОНР, СПНРВ, а также: задержка моторного развития, алалия
и так далее,
ТО
программа «нейромоторного развития» разработана специально для Вашего ребенка.

Почему это работает

В книге Building blocks for learning, occupational therapy approaches…, Jill Jenkinson, Tessa Hyde, Saffla Ahmad приводится следующая пирамида уровней обучения:


Мы не будем детально рассматривать каждый из этих блоков, достаточно иметь общее представление, с чего начинается адаптация (любая) и обучение (любое). К школьному возрасту все перечисленные выше навыки должны быть сформированы.

Программа «Нейромоторное развитие» представлена основным и дополнительными блоками.
Основной блок состоит из раздела «ползание» и «прослеживание». Эта часть представлена по занятиям. Порядок и содержание занятий менять не следует.
Дополнительные блоки: «пересечение средней линии тела», «проприоцепция», «последовательность движений», «равновесие» – представлены набором упражнений по мере усложнения. Упражнения и их количество Вы подбираете сами, в зависимости от потребностей и настроения ребенка. И Вашего собственного интереса. Ведь, если Вы делаете что-то увлеченно, то и ребенок зарядится от Вас позитивной энергией.

Основной блок: ползание

Ползание – в том числе на четвереньках – помогает ребенку развить координацию и ловкость, связать правую и левую части тела, освоить пространство, в котором он находится. В процессе ползания у малыша раскрывается ладошка, что позволяет ему овладеть ручной моторикой. Эти навыки помогут в дальнейшем ребенку бегать, лазить по снарядам на детских площадках, играть в мяч и с другими детьми в подвижные игры. Научиться красиво писать, легко различать лево-право, понимать условие задач. Ползание позволяет нервной системе ребенка научиться интегрировать вестибулярные и проприоцептивные ощущения, развивается двигательное планирование.
Прочитать статью «Зачем человеку ползать».

Основной блок: прослеживание

Умение сосредотачиваться на предмете, следить за его движением является жизненно необходимым как для собственной безопасности, так и для обучения. Умение сосредоточиться на игрушке в раннем детстве существенно определяет дальнейшее развитие ребенка: детальное ознакомление с игрушкой, восприятие различных её особенностей, деталей – основа произвольного внимания, познавательной деятельности. Удержание равновесия также тесно связано с переработкой зрительной информации. По мере того, как передвигается тело, передвигаются и изображения предметов, которые обрабатываются нервной системой. Это даёт дополнительную информацию для организма с целью принятия правильного решения в той или иной ситуации. Кроме того, отсутствие конвергенции затрудняет формирование навыка чтения, ориентировки в пространстве.
Как пишет Sally Goddard Blythe (директор института нейро-физиологической психологии в Честере, Англия), «чтение, как способность следить за строкой и понимать значение символов на странице, требует навыка сложных серийных движений глаз, которые начинаются с возможности нахождения зрительной точки фиксации на странице. Это называется конвергенцией. Конвергенция – процесс слияния двух отдельных изображений, получаемых от каждого глаза, в одну четкую картинку. Затем оба глаза делают небольшой скачек к другой точке фиксации – это движение называется саккада. Функция саккад состоит в быстром и точном передвижении глаз от одной точки фиксации к другой. После каждой саккады следует пауза, затем глаза делают небольшое возвратное движение, чтобы проверить (перепроверить) информацию, которая, возможно, была упущена. Размах саккад зависит от размера текста, количества слов и самих слов в строке. В конце каждой строки глаза должны сделать большой скачек назад в начало новой строки. Любая трудности со зрительной фиксацией, конвергенцией или контролем саккад может повлиять на беглость, правильность и понимание при прочтении».
Интересно про зрительное восприятие написано в книге Оливера Сакса «Глаз разума».

Дополнительные блоки: равновесие и проприоцепция

Нам известно еще со школы, что у человека существует 5 видов чувствительности: зрение, слух, обоняние, вкус и прикосновение. Однако существуют еще 2 системы, не менее важные для полноценного функционирования организма: вестибулярная (движение тела) и проприоцептивная (положение тела). Значение чувствительности:

Вид чувствительности Назначение
Вестибулярная Ориентировка в пространстве; баланс; близость к земле и другим предметам. Это маркер трехмерного пространства «я здесь». Самый важный вид чувствительности.
Проприоцептивная Схема тела; ощущение от взаимного расположения частей тела, того, как они двигаются относительно друг друга; «правая рука знает, что делает левая».
Тактильная Ощущение прикосновения, давления, температуры, текстуры, размера, формы, движения, боли; информация о том, что контактирует с нашим телом.
Зрительная Зрительное восприятие; информация о расположении, цвете, форме, расстоянии между объектами, движение предметов, людей.
Слуховая Слуховое восприятие; локализация, фиксация, распознавание звуков.
Обонятельная Обонятельное восприятие; «химической» тип восприятия; информация о запахах вокруг нас.
Вкусовая Вкусовое восприятие; «химической» тип восприятия; соответственно химическим свойствам даёт информацию о том, что попадает в рот.

Получаемая информация от ушей, глаз и вестибулярной системы, интегрируясь, дает нам представление о положении нашего тела в пространстве. Так, глаза нам подсказывают, что мы находимся в комнате, уши – что происходит в комнате, вестибулярная система дает информацию о статической позе или движении. Вся полученная информация обрабатывается мозгом и формируется ответ – возбуждение, движение и речь. Если есть какие-то неполадки с функционированием вестибулярной системы, мозг не получает корректно информацию от ушей, глаз, движения тела и силы притяжения. Происходят сбои в ответных реакциях и организм не ощущает себя в безопасности. И единственными ответами выступают «бей или беги».

Равновесие

Развитие координации правой и левой половины тела сильно зависит от работы вестибулярной системы. Без умения пользоваться одинаково хорошо обеими половина тела формирование межполушарных связей будет затруднено.
Вот несколько фактов о вестибулярной системе:
— одна из первых закладывается внутриутробно, созревает к 5 месяцу внутриутробного существования;
— первая начинает отвечать на внешнее воздействие на организм;
— одна из самых защищенных частей мозга;
имеет непосредственное отношение к силе притяжения, мышечному тонусу, безопасности, выживанию, возбуждению и вниманию. А это в свою очередь влияет на поведение ребенка.

Вестибулярный аппарат расположен во внутреннем ухе - такая крошечная, но весьма непросто устроенная система. Окончательное ее развитие завершается к 10 - 12, а то и к 15 годам. Вестибулярный аппарат, надо признаться, все еще недостаточно хорошо изучен специалистами, необыкновенно чутко реагирует на гравитационное поле Земли, силу земного притяжения. С физиологической точки зрения этот аппарат - часть сложнейшего механизма, позволяющего нам ориентироваться в любом трехмерном, даже в безопорном пространстве, а также поддерживать равновесие тела.

Ощущения от вестибулярной системы доставляют мозгу информацию о силе притяжения и движении, играют огромную роль в развитии равновесия, координации движений глаз, головы и тела. Равновесие сильно зависит от проприоцептивной (см. ниже) информации. Движение в одной из частей тела автоматически, бессознательно приводит изменению положения других его частей. Например, праворукий ребенок пишет предложение на листке бумаги: рука передвигается вдоль строчки, это приводит к тому, что изменяется центр тяжести и тело переносит вес, голова слегка поворачивается направо – таким образом рука плавно движется по странице.
В книге The sensory processing disorder answer book : practical answers to the top 250 questions parents ask (Tara Delaney) приводится такой пример:
Вопрос родителя: почему мой подросток слоняется вокруг нас вместо того, чтобы заняться чем-нибудь? Ответ: многие дети любят свободное время. Однако детям, у которых есть нарушение переработки сенсорной информации, трудно представить себе, что будет в следующие 5 минут, чем заняться в выходные. Это связано с тем, что ребенку трудно представить себя в будущем. Если существуют неполадки с вестибулярной системой, то ломается маркер «я здесь», а следовательно и «… а потом я буду там». Мы, взрослые, испытываем нечто подобное, когда мы устали и вымотаны. Иногда сложно определить, что делать, даже если есть список дел.

Прочитать статью How the Vestibular System Affects Your Child’s Behavior.

Проприоцепция

Проприоцептивные ощущения передают информацию о том, как мы двигаемся, где и как расположены относительно друг друга наши конечности, а также по отношению к телу. Главные функции проприоцепции – обеспечить то или иное положение тела, двигательный контроль и моторное планирование.
Проприоцепция складывается из ощущений, которые поступают от мышц, суставов, связок, сухожилий и от соединительной ткани. Эти ощущения непрерывно поступают в мозг, даже если мы находимся в покое. Наш мозг всегда в курсе того, что происходит с нашим телом. И происходит это бессознательно, за исключением тех случаев, когда мы осваиваем новое движение или серию движений.
Проприоцептивная система – одна из самых важных для развития моторных навыков. Она сложна по своему анатомическому строению, ее рецепторы расположены в суставах, мышцах и сухожилиях, которые и обеспечивают бессознательный контроль за положением и движениями тела. Например, если вы закроете глаза, вы не перестанете «чувствовать», что ваши руки перекрещены на груди, свисают вдоль тела или лежат на коленях.

Схема тела (соматогнозис) Схема тела – это представленность в сознании человека образа собственного тела: его контуров, размеров, границ. Схема тела – не статична, она формируется и перестраивается у человека в течение всей его жизни. А формируется она на основе информации, поступающей от проприоцептивной системы. Кроме того, внешнее пространство строится вначале от собственного тела ребёнка, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления.
Игры с мячом
Навыки, которые помогут развить игры с мячом:
— координация «глаз-рука»
— координация «глаз-нога»
— манипулирование
— зрительное прослеживание
— координация всего тела
— координация и направление движений
— ритм и синхронизация
— ловкость
— предвосхищение
— внимание
— скорость реакции
— баланс во время движения
— взаимодействие с другими
Игры с обручем
Навыки, которые помогут развить игры с мячом:
— ловкость
— скоординированность движений тела
— ощущение физических границ
— внимание и сосредоточение
— двигательное планирование

Пересечение средней линии тела

Совместная работа координации правой-левой половины тела и возможности пересечения средней линии тела – основа для развития крупной и мелкой моторики. Это необходимо для такой деятельности как, например, поймать мяч, отвинтить крышку банки, застегнуть пуговицу, игра в футбол, одеть сережку в левое ухо правой рукой. Наши глаза пересекают среднюю линию тела, когда мы читаем или ищем что-то в комнате, не поворачивая головы.
Возможность пересекать среднюю линию тела имеет большое влияние на формирование предпочтения правой или левой руки. Почему так важно, чтобы ребенок к 4 годам определился с ведущей рукой (например, использование карандаша, мелков, ножниц)? У детей, которые долго используют обе руки, долго и непрочно формируются двигательные навыки и навыки учебной деятельности (как положить лист бумаги или раскраску, как держать карандаш, как сесть, чтобы было удобно и так далее), которые к школе должны быть автоматизированы. К тому же, для овладения тем или иным навыком необходима тренировка. Если обе руки активны в мануальных предпочтениях, то на каждую уходит вдвое меньше времени для практики.

Последовательность движений

Моторное планирование (также известное как праксис) – это способность представить, спланировать и выполнить незнакомое двигательное задание или последовательность движений. Это отличается от моторной координации, которая связана со способностью контролировать плавные движения тела. Для того, чтобы успешно спланировать действие, у ребенка должны быть: представление о том, что должно случиться; эффективно работающие вестибулярная и проприоцептивная системы, отвечающие за движение; способность к автоматическому, бессознательному двигательному ответу в пространстве и времени.
Трудности моторного планирования приводят к тому, что ребенок с трудом осваивает новые навыки, требующие вовлечение тела. Ребенку требуется больше времени и усилий для освоения нового двигательного навыка, вместе с тем полученный навык с трудом переносится в аналогичные жизненные ситуации (например, завязывание шнурков на ботинках и ленты для волос). Поэтому подвижные игры, требующие моторного планирования, у детей остаются без внимания или вовсе активно избегаются. Другие же дети в процессе освоения нового движения пробуют снова и снова, повторяя собственные ошибки, но даже не представляют, что это можно сделать как-то иначе.
Часто про детей с трудностями моторного планирования говорят, что они неорганизованные, не умеют рассчитать время и материальные (во всех смыслах) затраты, не могут освоить такие простые вещи, как помощь по дому, сборы в школу.

Узнать стоимость